Компьютерные
технологии - как инструмент активизации мыслительной деятельности учащихся
на уроках географии и мощнейший из существующих в настоящее время
источников информации
Новикова Наталья Александровна,
учитель географии Ермаковской средней школы Пошехонского МО
Часть
1.
Компьютер
сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации,
возможности компьютерных и сетевых технологий потрясают воображение. Поэтому
совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.
ИКТ
позволяют выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения. Использование
активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на
уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников,
которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и
самостоятельность. КТ повышают эффективность урока как элемент нашедших в
настоящее время широкое распространение уроков-бесед, уроков-исследований,
уроков-конференций, уроков с ролевой и деловой игрой и т.д. позволяют каждому
ученику принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то
этапе урока.
Уроки в компьютерном классе – во-первых, один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, т.е. сотрудничество с ними.
Во-вторых,
использование необходимых учебных программ для учителя и учеников.
В-третьих,
специальная подготовка учителя к работе с компьютером в процессе обучения предмету.
В-четвертых,
отождествлять компьютер в классе с новыми технологиями в обучении не совсем
верно. Бесспорно, что компьютер – современное средство обучения, но как оно
используется в процессе обучения, зависит от характера учебных задач, решаемых
с его помощью.
Поэтому,
уроки с КТ – это есть новое хорошо забытое или несколько переосмысленное
старое.
Часто
реализацию технологического подхода в обучении связывают лишь с использованием
компьютера на уроке. Это не совсем верно. Безусловно, компьютер – это
современное средство обучения, позволяющее интенсифицировать учебный труд
школьников, развивать их познавательную деятельность.
Но
для успешного внедрения этого современного средства обучения необходимо
несколько обязательных условий. Во-первых, наличие достаточного количества
компьютеров в школе (речь идет даже не о специальном кабинете информатики, а о
компьютерах во всех предметных кабинетах). В настоящее время реальное обеспечение
школ компьютерами оставляет желать лучшего. Поэтому говорить о широком
внедрении компьютерных технологий в процесс обучения не приходится.
Специалисты
утверждают, что ключом к пониманию технологического построения учебного
процесса является последовательная ориентация на четко определенные цели
обучения. Способы постановки целей могут быть различными. Согласно требованиям
педагогической технологии, мы исходим из обязательных результатов обучения.
Такой подход к постановке целей позволяет достаточно четко определить,
насколько успешно она достигнута, так как выход на конечный результат обучения
уже заложен изначально.
Итак,
в технологическом подходе к обучению выделяют:
Названные
этапы реализуются при применении ИКТ, так как в структуре электронного учебника
заложены текст, практика, мультимедиа, глоссарий, контроль. Кроме того, ИКТ
активизируют деятельность учащихся, облегчают работу учителя в области
демонстрации наглядного материала, моделей и т.п., увеличивая возможности
(многообразие) и качество (новизна, доступность), при контроле (автоматизация
проверки, ее качество, обратная связь).
Почему
компьютерные технологии способствуют активизации учебной деятельности и
открывают возможности для творчества и развития?
Вызывают интерес
учащихся благодаря мультимедийным технологиям, позволяют индивидуализировать
обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу
восприятия учащихся, позволяют организовывать дистанционное обучение, не только
в целях заочного или обучения экстерном, но и для учеников, пропускающих
занятия по болезни, и учащихся, желающих получить дополнительные знания.
Многократно
повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности
обучения, позволяют вести экстренную коррекцию (результат – сразу), являются
будущим для поиска и сбора информации.
Часть
2.
Методы
использования компьютерной техники в учебном процессе
§
Обязательное изучение компьютерных и информационных технологий,
профессиональная подготовка.
§
Использование обучающих программ на предметах (физика, биология, география),
планируя уроки-практических работ (работа с контурной картой, выявление влияния
климатических условий на жизнь и деятельность человека, характеристика
природных зон и др.), проблемные, деловые игры (подготовка презентаций
турагенств, оценка рекреационных ресурсов района, региона, страны и т. д.),
уроки-семинары, урок изучения нового материала, уроки краеведения, уроки
повторения, обобщения и систематизации знаний.
§
Использование учениками материалов, опубликованных в Internet для
подготовки докладов и рефератов, информационных бюллетеней.
§
Компьютерное тестирование и контроль знаний (результат – сразу,
быстрая обратная связь)
§
Издание методических разработок учителей, школьных
сборников-альманахов, газет.
§
Создание творческих проектов с последующим использованием их на
уроках географии. Оформление результатов исследований, наблюдений в виде
рефератов (ученики 6 класса оформляют результаты исследований в работе «Река
Конгора», «Народные приметы и их достоверность», «Комнатное цветоводство»,
реферат учащегося 9 класса Павлова В. по биологии, Савинова С. по экологии
и др.), творческих работ в программе презентаций PowerPoint (например, ученица
7 класса Марина Браеску создала слайд-альбом «О чем могут рассказать
окаменелости?» на основе своей коллекции, слайд-альбом «Река Конгора»).
§
Использование созданных слайд-альбомов для демонстрации
краеведческого материала на уроке.
§
Пользование электронными текстами учебников образовательной
коллекции по географии 6-8 класс, биологии 8 класс, открытая биология, репетитор.
§
Пользование электронными текстами. Использование электронных
энциклопедий (Кирилл и Мефодий, предметные энциклопедии «Страны мира», «Россия
на рубеже 3-его тысячелетия» и др.).
§
Использование ресурсов компьютера для создания и размножения
заданий, инструктивных карточек, оформления кабинета, тематических стендов и
т.п., что значительно облегчает работу учителя.
Все перечисленные
возможности не являются фантастикой и могут быть уже сегодня внедрены. Именно
такую цель уже сегодня ставит перед собой наша школа.
Следует отметить,
что значительно расширились возможности применения в учебном процессе КТ при
создании локальной сети.
Трудности на пути
внедрения
Недостаточное
количество компьютеров (даже, нарушая санитарные нормы, мы не можем физически
провести урок в полном классе с использованием компьютеров).
Отсутствие
компьютера с возможностью проецирования изображения на экран, что могло бы
позволить провести урок по изучению нового материала.
Трудности в
квалифицированной консультации.
Плохой выход в
Интернет (трудность доступа и малая скорость, что связано с сервером)
Трудности в
приобретении новых обучающих программ, дисков.
Отсутствие
электронных учебников в 9-10 классах, учебника Герасимовой в 6 классе.
Отсутствие навыков
работы с компьютером у учащихся (психологические трудности восприятия
информации с дисплея).
Часть
3.
1.
Как разработать урок по географии с использованием ИКТ?
Возможные цели урока:
На основе
использования электронного учебника, способствовать формированию у учащихся:
§
желания исследовать сложные
проблемы, требующие сочетания различных видов деятельности;
§
устойчивых знаний
географических закономерностей;
§
умения свободно работать
на компьютере с моделями, демонстрирующими естесственно-научные явления,
закономерности, строение структур, ставить эксперименты, проводить опыты
(открытая биология, питание простейших)
§
навыков самостоятельной
исследовательской работы (ставить цель, формировать задачи, выдвигать и
проверять гипотезы, делать выводы);
§
а также создать условия
для понимания учащимися различий между идеальной моделью и натуральным
экспериментом.
Основные задачи учителя
на уроке:
§
мотивировать учащихся на
организацию самостоятельной работы.
§
способствовать успешной
реализации учащимися поставленных задач.
§
содействовать в
выработке учащимися оптимальных решений.
§
руководить организацией
и подведением итогов урока.
Типы уроков:
§
Комбинированный
§
Объяснительно-иллюстративный
§
Урок-путешествие
§
Практическая работа
§
Деловая игра
§
Практическая работа
§
Повторение и
систематизация знаний
§
Контроля и проверки знаний
Основные формы и методы
обучения:
традиционные – беседа на вводном этапе урока, распределение
заданий (постановка познавательных или проблемных четко сформулированных
вопросов), руководство подведением итогов урока на заключительном этапе;
инновационные – решение поставленного вопроса при работе в малых
группах с использованием электронного учебника, словаря, мультимедиа,
(самостоятельный исследовательский метод обучения).
Средства обучения:
традиционные – работа с атласом, инструктивные карточки,
дополнительная литература;
инновационные – компьютеры, электронный учебник «Начальный курс
географии 6 класс»;
План урока:
Введение |
5 мин. |
Самостоятельная
деятельность учащихся
·
Работа по поставленным
вопросам в группах (по некоторым темам можно использовать контрольные вопросы
диска). ·
Ответы
групп учащихся по поставленным вопросам, сопровождаемые просмотром фото,
фильмов, моделей, карт, формулирование выводов по вопросу. ·
Закрепление
полученных знаний при выполнении практических заданий мультимедиа учебника,
контрольных вопросов. ·
Контроль уровня усвоения знаний при
выполнении тестов |
25 мин. |
Обсуждение
итогов работы и выводы. Разбор домашнего задания.
|
10 мин. |
Резервное время |
5 мин. |
Исходя из
вышесказанного, мне хочется посоветовать преподавателям естесственных дисциплин
продолжать применение и разработку методики проведения урока с применением КТ.
Если дать маленькую свободу фантазии и всего лишь представить, что в каждой
школе появилось по два компьютерных зала, оснащенных хотя бы по вчерашнему дню
(Pentium-166, мультимедиа), объединенными локальной сетью с подключением к
Internet, плюс - по компьютерному комплекту с полным набором периферии
(принтер, сканер и т.п.) на каждом учительском месте компьютер с возможностью
проецирования на экран. Еще раз отмечу, что это - не завтрашний день, а
вчерашний или, по крайней мере, сегодняшний. Кстати, уже сегодня в России есть
учебные заведения, оснащенные по этому образцу (наша школа далека от этого
уровня). Понятно, что трудностей на этом пути более чем достаточно.
Поэтому в
заключении желаю вам на этом творческом пути энтузиазма, финансовой поддержки,
здоровья и успеха!