Компьютерные технологии - как инструмент активизации мыслительной деятельности учащихся
на уроках географии и мощнейший из существующих в настоящее время
источников информации

Новикова Наталья Александровна,
учитель географии Ермаковской средней школы Пошехонского МО

Часть 1.

Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс.

ИКТ позволяют выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения. Использование активных методов обу­чения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценива­ет учеников, которые отвечают на вопро­сы учителя, проявляя тем самым свою ак­тивность и самостоятельность. КТ повышают эффективность урока как элемент нашедших в настоящее время широкое распростра­нение уроков-бесед, уроков-исследований, уроков-конференций, уроков с ролевой и деловой игрой и т.д. позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока.

Уроки в компьютерном классе – во-первых, один из наиболее эффек­тивных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творче­ства, передачи этого опыта другим учени­кам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстника­ми, т.е. сотрудничество с ними.

Во-вторых, использование необходимых учеб­ных программ для учителя и учеников.

В-третьих, специальная подготовка учи­теля к работе с компьютером в процессе обучения предмету.

В-четвертых, отождествлять компьютер в классе с новыми технологиями в обуче­нии не совсем верно. Бесспорно, что ком­пьютер – современное средство обучения, но как оно используется в процессе обу­чения, зависит от характера учебных задач, решаемых с его помощью.

Поэтому, уроки с КТ – это есть новое хорошо забытое или несколько переосмыс­ленное старое.

Часто реализацию технологического подхода в обучении связывают лишь с ис­пользованием компьютера на уроке. Это не совсем верно. Безусловно, компьютер – это современное средство обучения, по­зволяющее интенсифицировать учебный труд школьников, развивать их познава­тельную деятельность.

Но для успешного внедрения этого со­временного средства обучения необходи­мо несколько обязательных условий. Во-первых, наличие достаточного количества компьютеров в школе (речь идет даже не о специальном кабинете информатики, а о компьютерах во всех предметных кабине­тах). В настоящее время реальное обеспе­чение школ компьютерами оставляет желать лучшего. Поэтому говорить о широ­ком внедрении компьютерных технологий в процесс обучения не приходится.

Специалисты утверждают, что ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последова­тельная ориентация на четко определен­ные цели обучения. Способы постановки целей могут быть различными. Согласно требованиям педагогической технологии, мы исходим из обязательных результатов обучения. Такой подход к постановке це­лей позволяет достаточно четко определить, насколько успешно она достигнута, так как выход на конечный результат обу­чения уже заложен изначально.

Итак, в технологическом подходе к обу­чению выделяют:

Названные этапы реализуются при применении ИКТ, так как в структуре электронного учебника заложены текст, практика, мультимедиа, глоссарий, контроль. Кроме того, ИКТ активизируют деятельность учащихся, облегчают работу учителя в области демонстрации наглядного материала, моделей и т.п., увеличивая возможности (многообразие) и качество (новизна, доступность), при контроле (автоматизация проверки, ее качество, обратная связь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему компьютерные технологии способствуют активизации учебной деятельности и открывают возможности для творчества и развития?

Вызывают интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям, позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся, позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или обучения экстерном, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни, и учащихся, желающих получить дополнительные знания.

Многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, позволяют вести экстренную коррекцию (результат – сразу), являются будущим для поиска и сбора информации.

Часть 2.

Методы использования компьютерной техники в учебном процессе

§         Обязательное изучение компьютерных и информационных технологий, профессиональная подготовка.

§         Использование обучающих программ на предметах (физика, биология, география), планируя уроки-практических работ (работа с контурной картой, выявление влияния климатических условий на жизнь и деятельность человека, характеристика природных зон и др.), проблемные, деловые игры (подготовка презентаций турагенств, оценка рекреационных ресурсов района, региона, страны и т. д.), уроки-семинары, урок изучения нового материала, уроки краеведения, уроки повторения, обобщения и систематизации знаний.

§         Использование учениками материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, информационных бюллетеней.

§         Компьютерное тестирование и контроль знаний (результат – сразу, быстрая обратная связь)

§         Издание методических разработок учителей, школьных сборников-альманахов, газет.

§         Создание творческих проектов с последующим использованием их на уроках географии. Оформление результатов исследований, наблюдений в виде рефератов (ученики 6 класса оформляют результаты исследований в работе «Река Конгора», «Народные приметы и их достоверность», «Комнатное цветоводство», реферат учащегося 9 класса Павлова В. по биологии, Савинова С. по экологии и др.), творческих работ в программе презентаций PowerPoint (например, ученица 7 класса Марина Браеску создала слайд-альбом «О чем могут рассказать окаменелости?» на основе своей коллекции, слайд-альбом «Река Конгора»).

§         Использование созданных слайд-альбомов для демонстрации краеведческого материала на уроке.

§         Пользование электронными текстами учебников образовательной коллекции по географии 6-8 класс, биологии 8 класс, открытая биология, репетитор.

§         Пользование электронными текстами. Использование электронных энциклопедий (Кирилл и Мефодий, предметные энциклопедии «Страны мира», «Россия на рубеже 3-его тысячелетия» и др.).

§         Использование ресурсов компьютера для создания и размножения заданий, инструктивных карточек, оформления кабинета, тематических стендов и т.п., что значительно облегчает работу учителя.

Все перечисленные возможности не являются фантастикой и могут быть уже сегодня внедрены. Именно такую цель уже сегодня ставит перед собой наша школа.

Следует отметить, что значительно расширились возможности применения в учебном процессе КТ при создании локальной сети.

Трудности на пути внедрения

Недостаточное количество компьютеров (даже, нарушая санитарные нормы, мы не можем физически провести урок в полном классе с использованием компьютеров).

Отсутствие компьютера с возможностью проецирования изображения на экран, что могло бы позволить провести урок по изучению нового материала.

Трудности в квалифицированной консультации.

Плохой выход в Интернет (трудность доступа и малая скорость, что связано с сервером)

Трудности в приобретении новых обучающих программ, дисков.

Отсутствие электронных учебников в 9-10 классах, учебника Герасимовой в 6 классе.

Отсутствие навыков работы с компьютером у учащихся (психологические трудности восприятия информации с дисплея).

Часть 3.

1.      Как разработать урок по географии с использованием ИКТ?

Возможные цели урока:

На основе использования электронного учебника, способствовать формированию у учащихся:

§         желания исследовать сложные проблемы, требующие сочетания различных видов деятельности;

§         устойчивых знаний географических закономерностей;

§         умения свободно работать на компьютере с моделями, демонстрирующими естесственно-научные явления, закономерности, строение структур, ставить эксперименты, проводить опыты (открытая биология, питание простейших)

§         навыков самостоятельной исследовательской работы (ставить цель, формировать задачи, выдвигать и проверять гипотезы, делать выводы);

§         а также создать условия для понимания учащимися различий между идеальной моделью и натуральным экспериментом.

Основные задачи учителя на уроке:

§         мотивировать учащихся на организацию самостоятельной работы.

§         способствовать успешной реализации учащимися поставленных задач.

§         содействовать в выработке учащимися оптимальных решений.

§         руководить организацией и подведением итогов урока.

Типы уроков:

§         Комбинированный

§         Объяснительно-иллюстративный

§         Урок-путешествие

§         Практическая работа

§         Деловая игра

§         Практическая работа

§         Повторение и систематизация знаний

§         Контроля и проверки знаний

Основные формы и методы обучения:

традиционные – беседа на вводном этапе урока, распределение заданий (постановка познавательных или проблемных четко сформулированных вопросов), руководство подведением итогов урока на заключительном этапе;

инновационные – решение поставленного вопроса при работе в малых группах с использованием электронного учебника, словаря, мультимедиа, (самостоятельный исследовательский метод обучения).

Средства обучения:

традиционные – работа с атласом, инструктивные карточки, дополнительная литература;

инновационные – компьютеры, электронный учебник «Начальный курс географии 6 класс»;

План урока:

Введение

5 мин.

Самостоятельная деятельность учащихся

·        Работа по поставленным вопросам в группах (по некоторым темам можно использовать контрольные вопросы диска).

·        Ответы групп учащихся по поставленным вопросам, сопровождаемые просмотром фото, фильмов, моделей, карт, формулирование выводов по вопросу.

·        Закрепление полученных знаний при выполнении практических заданий мультимедиа учебника, контрольных вопросов.

·         Контроль уровня усвоения знаний при выполнении тестов

 

 

 

 

25 мин.

 

 

 

Обсуждение итогов работы и выводы. Разбор домашнего задания.

10 мин.

Резервное время

5 мин.

 

Исходя из вышесказанного, мне хочется посоветовать преподавателям естесственных дисциплин продолжать применение и разработку методики проведения урока с применением КТ. Если дать маленькую свободу фантазии и всего лишь представить, что в каждой школе появилось по два компьютерных зала, оснащенных хотя бы по вчерашнему дню (Pentium-166, мультимедиа), объединенными локальной сетью с подключением к Internet, плюс - по компьютерному комплекту с полным набором периферии (принтер, сканер и т.п.) на каждом учительском месте компьютер с возможностью проецирования на экран. Еще раз отмечу, что это - не завтрашний день, а вчерашний или, по крайней мере, сегодняшний. Кстати, уже сегодня в России есть учебные заведения, оснащенные по этому образцу (наша школа далека от этого уровня). Понятно, что трудностей на этом пути более чем достаточно.

Поэтому в заключении желаю вам на этом творческом пути энтузиазма, финансовой поддержки, здоровья и успеха!